Сведения
Наша погода
Самое популярное
Ссылки
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников. |
Слайд 1 В дошкольном детстве закладываются основы духовного развития, эстетического сознания, художественной культуры. Вот почему особое значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение. Материал, предлагаемый детям, должен будить их фантазию и воображение, вызывать эмоциональный отклик и побуждать к творческой активности. Таким материалом для дошкольников может быть русский фольклор. Слайд 2 Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Слайд 3 Использование фольклора позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях, поэтому фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в доброту, красоту нашего мира. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребенок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал. Слайд 4 Меня, как музыкального руководителя, больше интересует детский музыкальный фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых. С музыкальным фольклором дети знакомятся в повседневной жизни, на музыкальных и других занятиях, развлечениях, утренниках и народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги –словом, обеспечивает эмоционально –психическое благополучие. Слайд 5 Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня одно из ярких произведений музыкального фольклора входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Песни призваны помочь интересней преподнести детям сказку, ярче иллюстрировать действия ее героев, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту и творческой активности. Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока –сорока» и т. д. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность. Слайд 6 Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях. Знакомя детей с жанром колыбельной песни, мы вовлекаем ребенка в игру, связанную с убаюкиванием любимой куклы, но одновременно с этим стремимся к достижению напевности при исполнении песни, поощряем песнетворчество дошкольников. Колыбельные песни несут в себе народную мудрость и красоту – это частица фольклора. Работая с малышами над музыкально – ритмическими движениями мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: Слайд 7 «Из – под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты , береза», «Коробейники» и т.д. Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Слайд 8 Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. В работе с детьми средней, старшей и подготовительной групп, мы часто используем другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где – то напевают, а поют обрядовые песни целиком. Слайд 9 Решая проблему развития творческой активности каждого ребенка, следует учитывать, что она на всех этапах его развития в процессе освоения музыкально – фольклорного творчества выражается в трех формах: подражание; исполнение по просьбе взрослых необходимых действий; самостоятельные действия. Они предполагают сформированность определенных знаний, умений и навыков. Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ. При обращении к истокам русской культуры неизбежно затрагивается земледельческий календарный фольклор и календарные обрядовые праздники. Совсем необязательно посвящать детей в глубинный магический смысл древних обрядов или разъяснять им более позднее наслоение церковно – христианского значения определенных календарных дат. Фольклорные праздники, с которыми знакомятся дети, - это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, скороговорками, закличками, считалками, столь близкими детскому восприятию. Слайд 10 Результатом моей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников во всех группах. В зимних праздниках дети знакомятся с доступными их возрасту колядками и играют в народные игры, проявляют творческую фантазию в инсценировании песен. Интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят в гости к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Праздник Масленица проводим на улице с традиционным угощение блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилет птиц), «Встреча Весны», «Благовещение», «Пасха». Здесь происходит знакомство дошкольников с весенними закличками, хороводными песнями, приметами весны. Дети вспоминают, какие птицы прилетают весной, т. е. осуществляется интеграция с другими образовательными областями (экология, знакомство с художественной литературой и др.) Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к березке» (Троица), и праздник «Ивана Купала». Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Таким образом, когда дети поют песни, участвуют в народных танцах, водят хороводы, играют на народных музыкальных инструментах, играют в народные игры - у них формируется исполнительская и творческая активность. Слайд 11 Основываясь на моем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
|