Народные подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной попевкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.
«Фанты» Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти. Ведущий говорит: - Вам прислали 100 рублей. Что хотите, то купите, Чёрный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите! После этих слов приводится такой диалог: - Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят ,что может продаваться в булочной) - Хлеб, батон, булки. - Какой хлеб продаётся в булочной ? - Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный. Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку. Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»
«Краски» Цель: активизация словаря существительных , прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие высших психических функций. Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит: - Тук, тук! - Кто там? - Покупатель. - Зачем пришёл? - За краской. - За какой? - За голубой. Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.
«Почта» Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций. Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь-динь-динь. - Кто там ? - Почта! - Откуда? - Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода) Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.
«Иголка, нитка, узелок» Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций. Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок. Нитка, иголка ,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.
«Достань шапку» Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий , например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.
«Молчанка» Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Дети встают в круг и произносят певалку: - Первенчики, червенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок- Молчок! Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился ,этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.
«Челнок» Цель: развивает словарь детей по заданной теме. Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу, пропевая слова: - Челнок бежит Земля дрожит, Шьёт пошивает . Нас потешает. Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.
«Невод» Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предмет, по определённым признакам. Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так , чтобы рыба картинку не видел. К кому рыба подплывает, тот ребёнок ,начинает описывать предмет не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.
«Раю-раю» Цель: активизация словаря, развитие словесной м слуховой памяти. Для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят: - Раю-раю, пропускаю, А последних оставляю. Сама мать пройдёт И детей проведёт. Дети встают паровозиком и идут через воротики, последний ребёнок останавливается у воротиков и называет слово по теме, например: автобус, и встаёт ребёнок к ним. Постепенно все дети становятся воротиками и вспоминают слова, которые называл паровозик.
«Жмурки-носильщики» Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия. На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.
«Гаккарис» Цель: развитие словаря, развитие общей моторики, образовывать множественное число существительных. Дети садятся на корточки в круги, вырезанные и расположенные по кругу. Водящий игрок скачет на одной ноге по кругу, тот игрок, около которого остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета — много. Если сидящий ошибается, то он становиться ведущим.
«Продаём горшки» Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с числительными. Дети делятся на пары: продавец и горшок. Дети садятся в круг. У детей-горшков - предметные картинки по заданной теме. Ведущий подходит к одному их хозяев и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! - Покупай. - Сколько дать тебе рублей? - Три отдай. ( Пять отдай…) Ведущий должен правильно согласовать название картинки с числом, загаданным хозяином: три автобуса, пять вагонов.
«Угадай и догони» Цель: развитие фонематического слуха. Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.
«Утушка» Цель: активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по теме. Два ребёнка садятся друг напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовёт своих утят скороговоркой: - Быстрей, быстрей, утятки, Быстрей, быстрей, дикие пёрышки. Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя предложения про время года или по определённой теме.
|