Сведения
Наша погода
Самое популярное
Ссылки
Музыкальная игра-сказка как средство развития речевого творчества дошкольников |
Веселова Ирина Сергеевна музыкальный руководитель ГБОУ СОШ №1 пгт.Суходол Сергиевского района Самарской области, структурное подразделение – детский сад «Алёнушка» МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА-СКАЗКА, КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация:В статье представлены характерные признаки, виды и задачи одной из современных форм развития детского речевого творчества – музыкальной игры-сказки, а также подробно описаны этапы руководства музыкальной игрой сказкой на примере «Спящей красавицы» Ш.Перро. Ключевые слова:сюжетно-ролевая игра, музыкальная игра-сказка, ценностно-смысловое восприятие музыки, речевое творчество старших дошкольников. Современное общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Музыкальная игра-сказка – одна из важнейших современных форм развития детского творчества. Это развернутая творческая сюжетно-ролевая игра, объединяющая в своем содержании музыку, литературу, театр, танец, изобразительное искусство, при ведущей роли музыкально-художественного содержания. Характерными признаками музыкальной игры-сказки является: · наличие музыкальных образов (лейтмотивов) у каждого героя сказки, · созвучность литературной и музыкальной драматургии в сказке, · возможность включения в содержание игры разнообразных видов музыкальной и художественной деятельности дошкольников, · наличие игровых правил, соотнесенность игровых действий с музыкальными характеристиками героев сказки, · возможность многократного усиления художественных впечатлений в процессе познания детьми культурных ценностей. В соответствии с ведущей деятельностью детей в процессе игры, различают следующие виды музыкальных игр-сказок: · Музыкальная игра-сказка-балет: ритмопластические импровизации в сочетании с ролевыми диалогами и сценическими постановками · Сказка-опера: вокальное творчество, мелодекламация, музыкальные вокальные интонации в репликах и подпевании мелодии. · Сказка драматический спектакль: ритмопластические импровизации в сочетании с ролевыми диалогами и сценическими постановками Форма музыкальной игры-сказки позволяет решать серьёзные творческие задачи в доступной дошкольникам игровой форме: · формировать ценностно-смысловое восприятие и расширять музыкальный кругозор воспитанников в процессе ознакомления с шедеврами мировой музыкальной культуры и литературы; · развиватьсвязную монологическую и диалогическую речь, используя всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка; · активизировать воображение ребёнка, глубину его эмоционального сопереживания персонажам, в результате чего у дошкольника не только появляются новые знания, развивается гибкость и оригинальность мышления, но и самое главное — формируется новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Музыкальная игра-сказка требует слаженной, вдумчивой и поэтапной работы всего педагогического коллектива, а также непременного привлечения к воплощению семей воспитанников. Приведём пример поэтапного руководства музыкальной игрой-сказкой «Спящая красавица» по мотивам Ш.Перро. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: необходим музыкальному руководителю для самоподготовки к предстоящей работе. Для начала потребовалось глубже ознакомиться с содержанием сказки Ш.Перро (и либретто одноименного балета), восстановить его в памяти с позиции предстоящей подачи его дошкольникам. В виду невозможности (и ненужности) охвата всех сюжетных линий литературного и музыкального источника, нужно было выделить одну из линий, освободить её от лишних персонажей и поворотов сюжета. После этого можно было приступать к отбору музыкального репертуара, раскрывающего образы персонажей. Нужно точно определить продолжительность каждого фрагмента по времени и вид музыкальной деятельности ребёнка в момент его звучания (пантомима, пластический этюд, подготовленная хореографическая композиция, игра на музыкальных инструментах и др.). Желательно, чтобы музыкальные образцы были яркими «лейтмотивными», со своим неповторимым «лицом», сменяли друг друга по принципу контраста, доводили сюжет до кульминации, выстраиваясь в логичную цепочку и раскрывая главную мысль произведения. ЭТАП 1: Знакомство с первоисточником. Сказочный мир Шарля Перро неоднократно вдохновлял русских композиторов, в творчестве которых его персонажи обретают второе рождение. Все эти особенности делают сказки Ш.Перро прекрасным материалом для воспитания (в том числе и музыкального) дошкольников. Начиная работу с детьми, очень важно провести беседу об известном сказочнике, вспомнить его сказки, которые знакомы ребятам и давно ими любимы. Можно организовать выставку в книжном уголке, посвящённую творчеству Ш.Перро, благо для этого имеются серьёзные поводы: · в 2017 году исполняется 320 лет хрестоматийному изданию «Спящей красавицы» (1697г.), · 2018 год – год 390-летия со дня рождения писателя (1628г.), · а в 2019 году 130 лет исполнится одноименному балету Петра Ильича Чайковского (1889г.). Чтобы привлечь внимание семей воспитанников к предстоящей работе, можно организовать литературную викторину с их участием, или устроить конкурс книжек-самоделок по сказкам Ш.Перро. Самое главное – пробудить интерес дошкольников и их семей к любимым произведениям великого сказочника. ЭТАП 2: Знакомство с музыкальными фрагментами балета по сказке «Спящая красавица» можно начинать исподволь: ведь многие из них могут быть использованы в режимных моментах и в образовательной деятельности детей, не связанной с музыкой. Например: · «Вальс» даст и детям и педагогам превосходный эмоциональный настрой на утреннем сборе; · Вариации Феи Искренности и Феи Хлебных крошек могут фоном сопровождать детскую изодеятельность; · Антракт и сцена охоты из 2-го действия добавят бодрости и чёткости движениям дошкольников в физической деятельности; · А лейтмотив Феи Сирени или Adagio Авроры – успокоят ребят перед дневным сном. Считаю очень интересным и действенным метод «сюрпризных моментов» (внос атрибута). Когда утром, или по возвращении из музыкального зала, с прогулки в группе детей ожидает новый предмет. Применительно к нашей сказке это может быть: диадема, корона, волшебная палочка, охотничий рог, веретено и т.д. Воспитатель инициирует беседу о том, что это за предмет, какому герою он может принадлежать, как его можно использовать и пр. Такими «сюрпризами» могут быть аксессуары, элементы костюмов и декораций для последующей драматизации по мере их изготовления с помощью родителей или самих ребят в процессе образовательной деятельности. ЭТАП 3: Когда ребята, что называется, «находятся в теме», наступает момент для проведения ряда тематических занятий в форме музыкальной гостиной по ознакомлению с творчеством П.И.Чайковского и, непосредственно, с балетом «Спящая красавица». Вместе с ребятами необходимо проанализировать характер сказочных персонажей, их переживания и эмоциональные состояния, мотивы их поступков. Разобрав выразительные средства музыкального языка, используемые композитором, можно связать их с определёнными мимико-пантомимическими движениями. Наряду с импровизацией в будущей музыкальной постановке могут быть использованы готовые (вставные) номера. Для того чтобы научить детей понимать настроение, выраженное в пластике, мы играем в игры-этюды с самодельным лото «Танцующие человечки»: «Опиши позу», «Повтори позу», «Чья это поза», «Угадай настроение», «Оживи позу». ЭТАП 4: Развиваем непосредственно-исполнительские умения воспитанников. · Пересказываем содержание постановки или её фрагмента от лица любимого героя; · Импровизируем диалоги, обращая внимание на тембр голоса, интонацию, эмоциональную окраску произносимых фраз; · Проигрываем эпизоды при помощи плоскостного, теневого театра; · Распределяем роли по желанию детей; · В нашем саду имеется материал для проектирования сюжетно-ролевой игры «Театр» (билеты, гардеробные номерки, маркировка кресел, спецодежда обслуживающего персонала и т.п.). Организуем тематические игры: «Как мы зрителями стали», «Кто мы такие», «Найди своё место» и др. · Назначаем «день премьеры», изготавливаем афишу и пригласительные билеты для гостей. Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности в процессе музыкальной игры-сказки способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащению словарного запаса; при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста. Список литературы: 1. Безбородова, Л.А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие / Л.А. Безбородова. - М. : ФЛИНТА, 2014.- 270 с. 2. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М. : Просвещение, 1983. – 255 с. 3. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 441 с. 4. Виноградов, Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 160 с. 5. Груздова, И.В. Развитие музыкально-игрового творчества дошкольников / И.В. Груздова // Справочник музыкального руководителя. – 2012. - № 3. – С. 4-11. 6. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с. 7. Деркунская, В.А. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности / В.А. Деркунская, Е.А. Цапаева // Справочник музыкального руководителя. – 2014. - № 1. – С. 5-18. 8. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с. 9. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
|