Сведения
Наша погода
Самое популярное
Ссылки
ИКТ в обучении дошкольников игре на ДМИ |
Информационно – коммуникационные технологии в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах Веселова Ирина Сергеевна – музыкальный руководитель Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т.Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области структурное подразделение – детский сад «Алёнушка» Контактный телефон: 8-927-6055899, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Современный мир меняется с огромной скоростью. Меняется мир – меняются и дети. Перемены в социуме требуют от музыкального руководителя новых путей передачи знаний, необходимо учитывать потребности современного ребёнка, его особенности и потенциал. Самый лучший опыт для дошкольника – тот, в котором он будет непосредственно задействован, и который доставляет ему радость. Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в работе с дошкольниками помогает решить следующие задачи:
Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания различных видов музыкальной деятельности. Сегодня я хочу поделиться с вами современными приёмами и методами использования ИКТ в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Любая исполнительская деятельность начинается со знакомства с инструментом.
При знакомстве детей с музыкальными инструментами, группами музыкальных инструментов можно использовать обучающие видео-ролики. Просматривая их, дети в игровой форме знакомятся с различными группами инструментов и, самое главное, слышат их звучание. Вот фрагмент одного из таких роликов на музыку Алексея Шереметьева, слова Ольги Богдановой. Это продукция канала «Мультмама»<href="#_ftn1" name="_ftnref1" title="">[1], созданного студией «Сказка». (Видео «Маленький оркестр»). Подобных роликов практически на любые темы в сети великое множество, поэтому создавать их самим нет необходимости. А вот критически подходить к выбору обучающего видео – обязательно. Музыкальный материал такого фильма должен быть правильно и со вкусом подобран. Качество звука должно быть высоким. Ведь резкое начало и нелогичный обрыв музыкального фрагмента (чем подчас грешат такие фильмы) вызывают у слушателя неприятные ощущения и психологический дискомфорт. Дети не должны вздрагивать от начала музыки и удивляться её внезапному окончанию! В видео или фоторяду должен быть выдержан определённый стиль. Бывает так, что один эпизод иллюстрирует анимационная картинка или клипарт, второй – реальное фото, третий – картина эпохи советских учебников. Такой коллаж в нашем деле вряд ли уместен, так как первостепенная задача музыкального руководителя – воспитание в детях чувства прекрасного. Железная логика должна быть и в последовательности разделов или заданий. Конкретные учебные ситуации и задачи могут быть разными, однако мне не понять, что может заставить автора соединить в одну цепочку скрипку, арфу, рояль и африканские барабаны.
Знакомство с музыкальными инструментами в детском саду начинается с шумовых инструментов. Это бубны, погремушки, палочки, колокольчики, трещотки и т.п. На них ещё невозможно воспроизвести мелодию, поэтому первостепенной задачей является развитие чувства ритма. Ведь ритм - одно из основных средств музыки, без которого невозможна музыкальная деятельность. Раньше мы использовали ритмические карточки, которые даже в детском саду выглядят достаточно сухо и схематично. Алгоритм работы с ними и в настоящее время такой, как двадцать-тридцать лет назад: разбираем ритм, прохлопываем, прошлёпываем, простукиваем, иногда протопываем, проговариваем ритмослогами без музыки и под музыку, и наконец, озвучиваем инструментами. Но! С помощью ИКТ ритмические карточки превратились в своеобразные ритмо-клипы, с чьей-то лёгкой руки, названные в сети «ритмяшками» (детям, кстати, название очень нравится). Без лишних слов – предлагаю Вам одну из таких «ритмяшек», которая называется «Овощные ритмы». (Видео) Принцип таков: на тематическом фоне (овощная грядка, осенний лес, новогодняя ёлочка и т.п.) звучит фонограмма, в нужные моменты которой на экране появляются овощи (грибочки, листочки, снежинки и т.д.). Овощи (…) более крупного размера обозначают половинные или четвертные длительности, мелкие овощи – восьмые или шестнадцатые. Дети воспроизводят указанный ритмический рисунок одним из указанных ранее способов. Эффект от замены обычных ритмических карточек подобными ритмоклипами просто замечательный. Ребёнок чувствует себя одним из персонажей мультфильма. Герои этих клипов яркие, красивые, зачастую – с милыми личиками, радуют малышей. Соблюдается тематический принцип подачи материала: на данный момент, у меня имеется подборка «ритмяшек» практически по всем темам недели нашего детского сада. Есть также ряд клипов по мотивам РН сказок. Ими наши старшие воспитанники иллюстрируют инсценировки любимых сказок для малышей. Основную часть материала я нашла на международном интернет-форуме музыкальных руководителей.<href="#_ftn2" name="_ftnref2" title="">[2] Пробовала создавать подобные пособия сама при помощи программы Pinnacle. Процесс усвоения материала детьми значительно упрощается, сокращается, и становится более увлекательным. Чувство ритма у воспитанников совершенствуется. (Видео «Фламенко на ложках»)
Очень интересна детям такая форма работы, как видео-партитура. Это яркие видео-ролики, в которых звучит музыка, а на экране появляется изображение музыкального инструмента, который должен играть в данный момент. Для старших дошкольников рядом с инструментом может быть изображён ритмический рисунок его партии. Вот пример такой партитуры для Новогоднего праздника. Здесь нет ритмического рисунка, зато помимо инструмента отображено направление мелодии. (Видео «Весёлые музыканты»). Параллельно с шумовыми инструментами дети начинают осваивать инструменты со звукорядом – металлофон и ксилофон. Небольшие попевки на 1-2 звуках позволяют узнать и отработать приёмы звукоизвлечения: правильно держать молоточек, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Дошкольник усваивает, что когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, а с короткими длительностями - наоборот. После закрепления всех этих навыков, диапазон мелодий постепенно расширяется. Но чтобы перейти к разучиванию развёрнутых мелодий, дети должны уметь сознательно ориентироваться в направлении их движения (слышать, куда и как она движется: вверх, вниз, поступенно или через звук).
В работе с детьми до 6 лет помогает методика «Цветовой гаммы». Она удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определённое цветовое обозначение закрепляется за каждым звуком. На экране (или перед собой) ребёнок видит запись мелодии в цветовом обозначении и воспроизводит её. Есть инструменты, предназначенные для работы по этой методике, в которых изначально пластинки раскрашены в определённые цвета. В остальных случаях можно сделать цветовую разметку и самим. И это не обязательно должны быть кружочки или квадратики, это могут быть цветочки, шарики, бабочки, в соответствии с тематикой музыкального произведения. Есть у этой методики ярые противники, считающие, что она приводит к механическому воспроизведению музыки ребёнком. Но ведь для игры по слуху у ребёнка должен быть практически абсолютный слух и навык такой деятельности, а также огромный запас времени и терпения (своего и родительского). Разметкой в зале для облегчения построения и продуктивного использования времени на занятиях пользуются и инструкторы по ФИЗО, и хореографы. Почему бы не воспользоваться такой своеобразной цветовой «разметкой» в музицировании, хотя бы на определённом этапе времени (в старшей группе). Тем более что простор для фантазии и смелых экспериментов можно найти и здесь. Можно предложить ребятам самим побывать в роли композиторов и сочинить свою разноцветную музыку, используя различные картинки по цветам. На интерактивной доске сначала составляется схема из картинок, а потом дети проигрывают её на металлофоне или ксилофоне. Такую деятельность не назовёшь механической, она требует незаурядных творческих способностей и инициативы. Практика показала, что дети, освоившие методику цветовой гаммы, самостоятельно играют по нотам несложные песенки. А позже – в подготовительной группе – мы постепенно уходим от данной методики к игре по слуху. Таким образом, мультимедийные презентации, фильмы, дидактические пособия и другие формы ИКТ позволяют представить обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Это сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, позволяет построить учебно - воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мышления. Использование ИКТ в музыкальной деятельности позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными. Яркие, крупные, качественные картинки вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Наши воспитанники ежегодно занимают призовые места как дистанционных, так и очных конкурсов разного уровня в номинациях «игра на музыкальных инструментах» соло и в ансамбле. Список использованной литературы: 1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детскомсаду//Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5 2. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений /http://www.rusedu.info/ 3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высших учебных заведений, М. «Академия», 2008. 4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6 5. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании — М., 2011. С.128 6. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр//Дошкольное воспитание. – 2000. № 11 7. Новосёлова С.Л. Компьютерный мир дошкольника //Новая школа. – 1997. - № 3 8. Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающе-развивающих программ для дошкольного образования, Учебно-методическое пособие, Москва, 2012 9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий») 10. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде. Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1 11. Управление инновационными процессами в ДОУ – М., Сфера, 2008
|